воскресенье, 18 марта 2012 г.

Русские сезоны в Париже





Влияние русского искусства на европейскую культуру и моду 1900-10-х годов следует разделять на два ведущих направления: влияние собственно русских славянских форм и красок и влияние тем и мотивов, не являющихся национально русскими по своему происхождению, но привнесенных художниками из России, как, например, восточные, античные и иберийские мотивы, ставшие популярными благодаря Русским сезонам Дягилева.

Русское искусство начало оказывать воздействие на стиль жизнии моду Парижа в 1900-х годах, когда там лидировал стиль ар нуво, именуемый в России модерном.

Стремясь к эстетизации жизни в самых разных ее проявлениях, создатели ар нуво во многих странах, в том числе и в России, реабилитировали кустарное народное искусство.

Осваивая новые и воскрешая к жизни старые технологии в прикладном искусстве, художники рубежа веков старались сделать все, чтобы объединить природное и искусственное в металле, стекле или дереве. Для произведений эпохи ар нуво характерны текучесть форм, водянисто-пастельная гамма цветов, контрастное разнообразие поверхностей и фактур в сочетании с меланхоличной таинственностью сюжетов или образов.

Поиски первоисточников форм народного искусства увели многих творцов в глубь национального средневековья, вызвали обостренный интерес к былинному прошлому, легендам и сагам. Так родилось характернейшее направление в ар нуво — национальный романтизм.

Первое, что позаимствовали парижские создатели моды 1900-х годов из России, были русские сибирские меха, в частности соболь. Визит Николая II в Париж в 1897 году всколыхнул во Франции интерес к Российской империи, отделки и подбивки мехом а-ля рюс стали особенно престижными.

Известные парижские дома моды использовали мех в отделке своих моделей.

Патриотически настроенная княгиня-меценатка Мария Клавдиевна Тенишева организовала в Париже в 1905 году выставку кустарных промыслов Талашкина.

Важным для нас является свидетельство самой княгини о влиянии русского кустарного искусства на парижскую моду: Обе мои парижские выставки сильно отразились на модах и принадлежностях женского туалета. Год спустя я заметила явное влияние наших вышивок, наших русских платьев, сарафанов, рубах, головных уборов, зипунов, появилось даже название "блуз рюс" и т. д.





Однако русское влияние на моду Европы стало очевидным и значительным в первую очередь благодаря гениальному провозвестнику художественных идей нашего века — Сергею Павловичу Дягилеву. Знакомство Парижа с Дягилевым началось на Осеннем салоне 1906 года, где он открыл выставку русского изобразительного искусства. Франция в то время восторженно переживала период дружбы с Россией, начинания Дягилева были поддержаны в свете.

В 1909 году Дягилев показал Парижу Бориса Годунова Мусоргского. К этой постановке Дягилев долго готовился: ему хотелось представить Па-рижу подлинную Русь конца XVI —начала XVII века, и для этого он объездил всю крестьянскую Россию, собирая настоящие русские сарафаны, настоящий старинный русский жемчуг и старинные русские вышивки. Благодаря их художественному влиянию на светскую и культурную жизнь Парижа возникли восторженное отношение к русским художникам и артистам и горячий интерес создателей моды к новым цветам и формам, показанным русскими.




На долю фокинско-бакстовской Шахерезады выпала еще более неожиданная роль — предвосхитить многие художественные формы, ставшие составными частями созданного на рубеже 1910 и 1920 годов нового интернационального художественного стиля ар деко. Шахерезада показала изощренному европейскому зрителю бакстовскую версию персидско-оттоманских костюмов и интерьера. Краски и цветовые сочетания костюмов и декораций, созданных Львом Бакстом, оказали огромное влияние на моду XX века. На сцене сошлись, казалось бы, несочетаемые цвета: лиловый с синим, желтый с красным, зеленый с оранжевым. Например, сочетание оранжевого с зеленым, предложенное Бакстом, было принято с восторгом и привилось надолго. Перекочевав со сцены Русского балета в мир моды и убранство интерьеров, оно было чрезвычайно популярным в 20-е годы.







Одним из первых поддался чарам Русских сезонов законодатель парижской моды 10-х годов Поль Пуаре.Употребляя театральную отделку мехом, бахромой, вышивкой бисером, стеклярусом и камнями, Поль Пуаре достигал необычных эффектов и большого коммерческого успеха. Он не мог, конечно, признать себя эпигоном Бакста, но влияние Русских сезонов на парижскую моду 10-х годов для современников было очевидно. Поддавшись общему увлечению, некоторые парижские, а затем лондонские и берлинские дома моды готовили коллекции моделей a la Ballet Russe.



Из дягилевского балета в кино пришел и грим — томные очи усталые, шорох длинных ресниц, уста обманные и мертвенно-бледная кожа. Перекочевав впоследствии с экранов в моду, этот образ роковой красавицы стал символом женской красоты 20-х годов.

Русские сезоны изменили вкусы и в оформлении интерьеров. В моду вошли яркие краски и мерцающие тона, мельчайшие детали внутреннего убранства спален и гостиных были трансформированы под влиянием экзотики. Популярность приобрели драпировки с крупным персидским рисунком; из них делали пологи над кроватями, ламбрекены и шторы. Другой данью этой моде стали ковры и подушки, придававшие комнатам томный уют сераля.

Другим элементом ориентальной трансформации домов и квартир стали шелковые, порой расписные, абажуры с бахромой. Появившиеся лишь благодаря электрическому освещению, они призваны были создать интимный уют домашнего гнезда. Интерьеры дополнялись витражными, как в минаретах, окнами, низкими константинопольскими наборными столиками и мягкими коврами. Под влиянием балета Шахерезада стало модным сидеть на полу, возлежать на тахте и принимать гостей лежа: от этой моды отказались лишь в конце 20-х годов.


Русские сезоны породили преклонение перед балеринами русского балета. В области моды особенно было заметно влияние Анны Павловой и Тамары Карсавиной.


Александр Васильев "Красота в изгнании"




Комментариев нет:

Отправить комментарий